Loading...
You are here:  Home  >  События  >  Current Article

Борьба духа с золотом, или Тайны слов от Гейдара Джемаля

By   /  20.04.2020  /  Комментарии к записи Борьба духа с золотом, или Тайны слов от Гейдара Джемаля отключены

    Print       Email

 

Большим событием для ценителей высокой мысли стал выход в свет сборника «Тайна слова Гейдара Джемаля». Сборник, составленный как словарь, раскрывает взгляд Джемаля на то или иное слово (понятие или героя). Он пишет: «На моих глазах происходила борьба между носителями идеалов космических полетов и носителей идеалов корыта». И утверждает, что все воинские евразийские цивилизации — от Спарты до Халифата и России — возникали в борьбе против религии золота.

В БОРЬБЕ ЗА СМЫСЛ НА ПУТИ ТВОРЦА ВСЕГО СУЩЕГО
Это удивительная книга. Она стала свидетельством огромного уважения к известному российскому исламскому общественному деятелю, мыслителю, философу Гейдару Джемалю. Казахский философ Динмухамед Миржакып бережно собрал цитаты, выписки из различных текстов Джемаля (из лекций, выступлений, статей, ранее изданных книг) и сделал необычный авторский проект — книгу «Тайна слова Гейдара Джемаля». Этот сборник составлен по принципу словаря, где каждая статья позволяет раскрыть взгляд Джемаля на какое-то явление, сущность, категорию, на уникальность понимания им СЛОВА.

«Сегодня человек сталкивается с вызовом пустого информационного пространства, — пишет в предисловии к книге Миржакып. — В итоге что же будет ничтожить человека мыслящего? Хаос, проявленный через порядок информационного общества. Тайне внутреннего смысла Имени противопоставляется открытый поток символов, слов, значений. Эволюция и развития языка Общества — языка компромисса — парадоксальным образом ведет к обрыву связи с тайной Смысла, к деградации и забвению. Коллективный разум выходит на искусственный интеллект и впадает в состояние животного существования».

Составитель сборника также пишет: «Исламская чистота мысли, ее дух, ее величие и бескопромиссность нашли свое отражение в интеллектуальном наследии и практической деятельности воина и раба Аллаха, муъмина (мусульманина, искренне уверовавшего в Аллаха так, что вера становится смыслом его существования, охватывает все его помыслы и поступки — прим. ред.), нашего современника Гейдара Джемаля. Вся жизнь мыслителя была посвящена решению великой апории мироздания, борьбе за Смысл на пути Творца всего сущего — Всевышнего Аллаха (Свят Он и Велик)».

Сборник «Тайна слова Гейдара Джемаля» составлен по принципу словаря, где каждая статья позволяет раскрыть взгляд Джемаля на какое-то явление, сущность, категорию, на уникальность понимания им СЛОВАФото: «БИЗНЕС Online»

ЭТА КНИГА РАСКРОЕТ ЧИТАТЕЛЮ МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ В ЧЕРНЫЙ ЯЩИК ЖИВОЙ МЫСЛИ
Выход сборника прокомментировал «БИЗНЕС Online» соратник Гейдара Джемаля, политолог, блогер нашего издания Руслан Айсин:

— Сборник «Тайна слова Гейдара Джемаля» составлен из определений наиболее важных и фундаментальных понятий ушедшего в мир иной мыслителя. Они образуют смысловое гравитационное поле нашей духовной и интеллектуальной жизни, и выход данного издания в свет я воспринимаю как большое событие для ценителей высокой мысли, для тех, кто погружается в самые толщи философского и метафизического дискурса. Конечно, наследие Гейдара пока трудно объять, расшифровать все тонкости и нюансы, понять некоторые его прозрения. Да и возможно ли такое?

«Тайна слова»… В самом названии зашифрован какой-то посыл, ребус, который надо немедленно прояснить. Но надо ли? И все же попробуем пройти по краю этого огромного океана. Слово — это Логос, если брать западную мыслительно-сакральную традицию, которая трактует его еще и как «смысл». Иисус обозначался как Логос, как слово Божие. В исламской оптике пророк Муса, ветхозаветный Моисей, выступает как КалимуЛлах — в значении «собеседник Аллаха», но еще и как «изрекающий слово Божье». Таким образом, слово имеет прямую инспирацию с высшим. Вертикаль.

Гейдар Джемаль считал, что язык — это не столько компонент речевой, коммуникативный, сколько концепт для понимания мира, он выступает инструментом мышления. Вне языка нет мысли как таковой, она не может возникнуть вне вербальной «подпорки». В подтверждении этого тезиса он ссылался на один из аятов Священного Корана, где Всевышний говорит, что научил Адама именам вещей, то есть концептам, языку. Язык — описательный инструмент реальности. Гейдар Джахидович подчеркивал: смысл существует только в языке и в мышлении. Язык сложнее, чем сознание говорящего, и люди только портят его. Поэтому важна чистота мысли. Но сомневаюсь, что эта операция подвластна большинству.

Со значением Слова вроде бы разобрались. Осталась Тайна. Думаю, что ее нет смысла раскрывать, распаковывать, иначе просвеченный рентгеном черный ящик перестает излучать свою притягательность, перестает манить к себе неизвестностью. Мы поняли, что «слово» не ограничивается только речевой функцией, она есть движение мышления, которая непосредственно связана с великой тайной недосягаемого пока смысла. Надеюсь, что эта книга раскроет читателю метод погружения в черный ящик живой мысли, позволяющей преодолеть тьму материальной жизни!

* * *
Итак, на суд наших читателей — несколько глав из более чем 650-страничного сборника.

ЗОЛОТО
Запад ценит золото — символ Солнца — потому что на Западе Солнце заходит и тонет в водах мирового океана. Мореплаватели всегда были одержимы идеей найти золото, чтобы с помощью его универсального смысла контролировать пространство. Цивилизация суши исходит из совершенно иных начал: суровые аскетические воинские цивилизации, которые возникали на суше, исходили из добродетели мужского союза, из добродетели воинской касты. Организаторы походов, вожди великих переселений народов искали не физическое, а незримое золото, чтобы с помощью его контролировать духовный мир. Все воинские евразийские цивилизации — от Спарты, до Халифата и России — возникали в борьбе против религии золота.

Римские историки связывают происхождение латинян с героем Гомеровской эпохи Энеем, осаждавшим Трою. Республиканский Рим возник из восстания воинов против выродившейся династии царей, правивших в легендарные времена на Авентинском холме. Древний Рим взял на себя задачу сделать варварское захолустье — Европу—средоточием порядка и власти в мире. До этого мировой порядок принадлежал Карфагену. Это торгашеское государство на севере Африки имело глубокие корни, тянувшиеся в миф Атлантиды. За него воевали наёмники. Первые банкноты из кожи, заменявшие золото, были изобретены в Карфагене. Наёмники под водительством гениального Ганнибала поставили Рим на грань гибели. Война шла на италийской земле. Карфаген видел в Риме вызов свободному мировому рынку и диктату морских путей над сухопутными. Карфаген проиграл и был разрушен, потому что в последний момент его правители пожалели денег.

Культ золота был связан в цивилизации Карфагена со смертью и сексом. Ритуальный смысл золотые монеты обрели как плата храмовым проституткам. Золотым истуканам приносили в жертву детей. Победивший Рим сам стал из империи меча империей денег. Его власть казалась неумолимой, даже божественной. Это длилось до тех пор, пока Иисус не провёл границы между динарием Кесаря и тем, что принадлежит Богу.

Христианство пришло в мир под знаком борьбы с древним и кровавым культом золота. Христос бичом изгнал из Иерусалимского храма менял и ростовщиков. Его религия требовала суровой, воинской дисциплины духа и тела. Предателем учителя оказался казначей общины Иуда Искариот. В этом, с максимальной силой, проявилось взаимоотрицание христианства и денег. Золото не было побеждено. Христианская цивилизация свернула с апостольского пути.

Ислам попытался по-другому решить извечную борьбу духа против золота: деньги следовало поставить под контроль, торговля — это нормаль­но, однако господствовать должен производительный труд. Ислам стал наиболее сложной и упорной попыткой обуздать стихию денег. Битва с золотом идёт и поныне. И, видимо, её конец станет и концом истории.

«Сакральная география», 1996

…Клуб стоит в центре, у него есть два компонента на сегодня: политики и чиновники. Третьим компонентом оказывается собственность. Собственность в сегодняшней форме существует очень интересно. Она существует в качестве чистого количества. Что это значит? Вот, возьмём любой предмет — допустим, гамбургер в Макдональдсе. Очень хороший пример, потому что гамбургер можно съесть и насытиться — это его потребительская часть, — часть, которая может реально сыграть некую роль в обмене веществ, поддержать человека. Вот эта часть в том, что такое гамбургер, является абсолютно незначительной. Если нарисовать график, где потребительский аспект вещи и все остальные выражены цветами, до ста, то этот маленький столбик «потребительская часть», вложенная в гамбургер. Гораздо больше — это информация о гамбургере как о национальной американской еде, которая стала глобальной, распространилась по миру: это целая система мифов, ассоциаций, в том числе и антиглобалистская борьба с гамбургерами, критика гамбургеров. Когда человек приходит съесть гамбургер, он ест не маленькую котлетку между двумя дольками хлеба, он ест колоссальный мифо-концепт, обросший массой легенд, ситуаций и т. д. Это всё информационный момент, и он трансформируется в бабки, потому что этот гамбургер стоит не столько, сколько должна стоить эта маленькая котлетка, а столько, сколько стоит миф. Но есть и ещё больше момент над этим. Это акции Макдональдса, которые связаны с этим мифом, и игра с которыми создаёт колоссальный финансовый поток. Этот финансовый поток поддерживается биржевыми зайцами, маклерами, корпоративными игроками, которые действуют через своих агентов. И, собственно говоря, собственника-то нет, потому что, если ты купил акцию, ты её купил для того, чтобы продать. Ты получил вроде бы разницу себе в карман. Э, дурачок, ты не получил разницу себе в карман, ты получил себе как бы соединённое с тобой как некой точкой, неким штришком, определённое количество, которое через тебя проходит, как через терминал, для того чтобы идти дальше, дальше в этом потоке. А самое главное не то, через кого проходит эти количества, потому что потребительская часть— вообще ничто (больше ста гамбургеров всё равно не съешь). А как ты можешь удовлетвориться даже в своём тщеславии оттого, что через тебя как фишку, как карту кредитную, проходит некий количественный поток, который вырезается из разницы на твоих спекуляциях? То есть это тоже фикция. А на самом деле самое главное — это курирование этих количественных потоков. Поэтому предметный мир трансформируется в информацию, которая трансформируется в чистое количество, управление которым есть власть по переводу этого виртуального золота, потому что сегодня золото стало бумажными деньгами, бумажные деньги стали электронными деньгами, а электронные деньги превратились в бит информации, а биты информации, управляемые Клубом, есть не что иное, как наиболее рафинированная форма возврата видимого золота в его невидимую проекцию, то есть изъятия золота из мира тьмы и возврата его в мир Солнца, в мир Ормузда.

Это оккультная операция и сегодняшняя экономика является постоянным оккультным, эзотерическим действом, в котором воплощается сила и мощь коллективной церкви Ормузда, церкви Люцифера, которая управляет современным человечеством, современным ходом истории. Поэтому для того, чтобы усилить это отчуждение, усилить этот поток, навсегда закрепить абсолютную власть Клуба и посредников между Клубом и Ормуздом (жречества), сегодня будут проводиться колоссальные преобразования, отказ от демократии, сбрасывания вниз с корабля современности четырёх пятых человечества.

«Смысл времени», 2005

МОЛИТВА
Молитвенная практика прежде всего есть воинский ритуал; это некая форма дисциплины, в которой верующий выражает свой ибадат, свое поклонение Тому, что является абсолютно неданным, незримым и невидимым, Тому, что не входит никоим образом в круг его опыта, Тому, что невозможно пережить иначе как, совершив интеллектуальный акт веры и воли. Вера и воля — это одно и то же. Это означает, что человек внутри себя утверждает, что он верит в то, что принесено ему нашим пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и да приветствует), он выражает это в Шахаде, он говорит «ля илляха илля Ллах, Мухаммаду абдуху ва расулюху», то есть он отрицает всё, кроме Аллаха, Который непознаваем, и он говорит, что эта непознаваемость сформулирована для него через пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и да приветствует). Иначе подойти к этому никак нельзя — только через пророка, только через то, что он принёс.

Поскольку для нормального глиняного человека невозможно в нормальном состоянии через опыт, через какую-то жизненную практику, через какие-то инстинкты и тенденции подойти к этому естественным путём, существует дисциплина, которая дана через Откровение и которая конденсируется в джамаате. Поэтому молитва в джамаате является гораздо более эффективной и гораздо более значимой, потому что это воинский ритуал, ещё раз повторяю. Это просто выражение своей ориентированности, своей абсолютной заточенности на То, что противоположно всему, что можно пережить и воспринять, то есть всему тварному, всему сущему, всё, что является данным в наличии, предъявленным всему, что можно понять, всему, чему можно приписать некий рациональный причинный смысл. Это ориентация на То, что является альтернативой человеческой реальности.

Эта ориентация крайне трудна. Она постоянно ускользает от волевого контакта. Она очень тяжела, потому что для человека совершенно непонятна эта связь. То есть он совершает ибадат Тому, что находится вне его разумения и вне его круга экзистенциальных интересов, то есть за пределом его конкретного, реального существования. В какой-то момент для него становится очень тяжело совершать этот ибадат, потому что от него ускользает рациональный смысл. А рациональный смысл здесь не должен содержаться, здесь есть просто выражение вассальной верности Тому, что абсолютно не поддаётся никакой интеллектуальной, разумной оценке. В этом весь смысл саллята. То есть это система движений и слов на арабском языке, которая подтверждает твою вписанность в порядок дисциплины воинства Всевышнего. Ты подтверждаешь каждый раз в этой молитве, что ты являешься муджахидом, что ты принадлежишь к воинству Всевышнего, что ты связан не с ценностной системой тварного мира глиняных существ, а что ты являешься представителем стратегии Святого Духа в этом пространстве и ты являешься исполнителем Того, Чьи цели, Чье содержание абсолютно выходит за любые рациональные рамки. Это вне экзистенции, вне сущего, вне какой-то корреляции с тем, что можно понять и пережить. Вот это есть не что иное, как дисциплинарная ритуальная практика, как поднятие флага в расположении части каждое утро.

«Молитва и внутренняя точка нетождества», 2016

ИСА (МИР ЕМУ)
Иисус Христос в религиозной традиции власти занимает исключительное место. Прежде всего он наследник царей из дома Авраама, правивших в святой твердыне Единобожия Иерусалиме. Иисус возвращается в него в обличии смирения и аскезы, но вместе с тем как воин Бога, как имеющий небесный мандат на царскую власть. Изгнание торговцев из Иерусалимского храма — это подтверждение воинской природы пророческой миссии, которая традиционно охраняла Единобожие от осквернения культами Ваала и Молоха, связанными с золотом и ростовщичеством.

Монотеистическая традиция и в христианстве, и в исламе отождествляет Иисуса с первочеловеком Адамом. Коран говорит о нём, что он был подобен Адаму потому, что создан Богом через посредство Слова Логоса. Иисусу принадлежит вышняя власть — право решать и связывать. Иисус неслучайно рассматривается социальными романтиками как религиозный революционер. Впервые власти Кесаря, человеко-бога, был брошен вызов не от имени анархических племён варваров, но от имени чистого Духа, врывающегося в ткань истории. Итогом миссии Иисуса стало основание невидимой церкви святых и праведников. Коран упоминает об этой церкви как об основе близости христиан мусульманам. В традиции обеих религий есть чаянья грядущего пришествия Мессии Иисуса для последней битвы с мировым злом, воплощённом в узурпаторе Антихристе.

«Власть», 1996

Мусульмане верят во второе пришествие Иисуса Христа, которого называют«Иса-Масих», то есть «Мессия Иисус». Сточки зрения мусульман, хазрат-Иса (святейший Иисус) является новым Адамом, согласно кораническому аяту, в котором говорится:

«Воистину, Иса для Аллаха таков же, как и Адам. Сотворил Он его из праха, потом сказал ему: Возникни! — и тот возник» (Священный Коран, 3:59).

Аллах создал его без посредства физического отца из субстанции… В арабском тексте употреблено слово тураб — «земля», но «земля», «глина», и даже «огонь» в кораническом тексте являются названием различных модусов универсальной субстанции.

Что для нас это означает? Адам открывает цикл человеческой истории, внутри которой непосредственное следование жёсткому сюжету, провиденциальному сценарию. Это как постановка пьесы, написанной великим драматургом, которая реализована строгим режиссёром. Приход хазрата-Исы (мир ему) — нового и завершающего Адама —есть конец пьесы, конец строгой режиссёрской постановки, после которой актёры остаются на сцене предоставленные самим себе и начинают импровизировать. Но поскольку их труппа —это не драматург и не режиссёр, а они — не творческие люди, а имитаторы, то они как могут воспроизводят обрывки отыгранной, внутри адамического цикла, пьесы по памяти в надежде, что в конце к ним явится кто-то, кто выставит им за импровизацию оценку: «единицу» или «пятёрку».

Нюанс в том, что после нового Адама — Иисуса Христа, закрывающего цикл, — Провидение посылает в мир последнего пророка, цель которого—последнее разделение на «козлищ и агнцев» (выражаясь библейским языком). Импровизирующие актёры предоставлены самим себе, но опять-таки их разделяет разнонаправленный вектор, который некоторых из них возвращает в общину, а большинство сгоняет в общество. Объективно, община ждёт второго пришествия Иисуса Христа как подтверждения того, что виртуально открывшаяся в них от «первого Адама» частица Духа Божьего состоялась и стала подлинной. Общество же ждёт антихриста, который по фундаментальной интуиции жречества и следующих за ним пасомых, должен вернуть им Золотой Век, «океаническое блаженство» правремени.

Иисус возвращается в силе и славе как свидетель торжества Духа Божьего над субстанцией, что и было тайным подразумеванием метаисторической пьесы, в которой в качестве актёров играло человечество. Но рядом с ним выступает ожидаемый Махди (да ускорит Аллах его приход). Махди с арабского переводится как «ведомый»; он — потомок пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), посланный Творцом как вождь верных людей в последней войне против Антихриста, который направляется в каждом своём жесте и движении души и тела непосредственно Всевышним. После победы над Антихристом Махди, который во время войны выступал рядом с хазратом Исой (мир ему), возглавляет оставшихся в живых победителей (а среди них как мусульмане, так и христиане, не принявшие антихриста и не соблазнившиеся) и наполняет мир справедливостью, также как до этого он был наполнен злом и страданием. После этого периода торжества, в котором сами физические законы будут изменены, и которое в христианской традиции называется «хилиазмом» — тысячелетним царством —звучит труба архангела, и с этим звуком все умирают, а по второму гласу трубы — воскресают на Страшный Суд.

«Адам и проблема ветхого человечества», 2014

ИСЛАМ
Ислам — это религия благородная, религия благородных, религия, которая наполнена жертвенным воинским кшатрийским рыцарским духом… Характеристики, метафизические ориентиры, заложенные в Коране, являются достоянием не только ислама, как понимают его обычно люди, находящиеся вне этой традиции, как религии, принесённой в мир через Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует). На самом деле пророк Мухаммад всегда говорил, что ислам — это религия всех пророков, и впервые это название «ислам» и название своих последователей «мусульмане» было дано нашему праотцу Аврааму — Ибра-химу (мир ему), который жил 4300 лет назад, за тысячу лет до Пророка Мусы (Моисея) (мир ему). Т. е. эта религия, которая специфическим образом присуща целой цепи пророков, обладает общими характеристиками, и особенно ярко и наглядно бросается в глаза близость между метафизическими установками, существующими в христианстве и исламе.

С точки зрения мусульман ислам как раз является христианством, истинным христианством. В Коране очень много упоминаний об Иисусе, Иисус является любимым пророком Мухаммада и рассматривается как величайший Пророк дома Авраамова и вообще всего пророческого цикла. Признаётся непорочное зачатие, и Иса в Коране упо­доблен Адаму в том аспекте, что подобно Адаму он не имеет тварного физического отца, что является непосредственным вмешательством Рухулькудс — Святого Духа, воздействующего на человеческую субстанцию. В этом смысле мусульмане никогда не противопоставляли себя истинному христианству.

Девяносто процентов ныне живущих на Ближнем Востоке мусульман — это потомки христиан, которые жили в V–VI веках, поскольку ислам, выйдя из пределов Аравии, существовал не в вакууме, развивался не среди язычников, он развивался в глубоко культурном пространстве тогдашней эллинистической христианской цивилизации Византии, он действовал в Сирии, Палестине, Междуречье, Иране, Магрибе, эллинизированном Египте, а все это было христианским пространством, за исключением Ирана, где господствующей религией был зороастризм, но и там примерно треть населения исповедовала несторианскую ветвь христианства.

Таким образом, все ныне живущие мусульмане Северной Африки, Ирака, Сирии, Палестины, значительной части Ирана и регионов Афганистана, т. е. Средней Азии имеют предков христиан монофизитского или несторианского толка, которые находились в глубоком теологическом конфликте стриниторианами, увидели ислам как радикальный выход из этого глубокого конфликта как продолжение унитарианства.

Лекция «Арийский ислам», 1994

Есть два названия, два понимания слова ислам. Ислам—это то, что принес Мухаммад. Ислам — это религия Единобожия вообще, потому что под исламом семантически понимается предание себя Тому Единственному, Который обнаруживает Себя только через: а) Откровение пророков и б) в вашем личном опыте через специфический уникальный опыт шока или испуга, страха.

…Тот факт, что ислам дан, условно говоря, в VII веке новой эры, не означает, что этот ответ состоялся неким космическим образом, вне нас и помимо нас. Мы должны возобновлять — по крайней мере, верующие мусульмане возобновляют в себе ислам регулярно, своей жизнью они непрерывно возобновляют в себе ислам. Если они считают, что они возобновляют ислам тем, что читают размышления людей X или XI века на тему ислама и повторяют их чисто начётнически, то это глубокое заблуждение, потому что ислам дан им в их живой актуальности здесь и теперь.

Ислам не дан им как, скажем, мёртвой калькой или клоном каких-то арабов, которые жили через 400 лет после пророка и что-то пытались для себя объяснить. А сейчас их изучают чуть ли не с большим трепетом, чем первоисточник.

На самом деле есть первоисточник, который является непостижимым вызовом. Это Коран, пониманию которого научилось может быть 1/10000-ная людей, которые его знают наизусть и читают совершенно свободно. Люди на родном языке его читают и не понимают, и тому есть бесчисленные доказательства.

…Нет ни одного аята, и я берусь это доказать, который гладил бы гносеологические чаяния человека по шёрстке. Он гладит их против шерсти, он заставляет напрягаться. И вот почему подавляющее большинство верующих старается читать это как некую мантру, как бы не понимая. Потому что когда их носом тыкаешь в то, что здесь конкретно написано, как правило бывает шок и бывает нежелание с этим смириться, попытка найти какие-то оправдания, предлоги и поводы, чтобы вернуться к старому, застойному пониманию. Это как раз одно из могущественнейших доказательств Откровения.

…Если вы видите, что нечто делается ради Бога, то это ислам. Если вы видите, что-то же самое, похожее, но делается для каких-то конкретных практических задач — шкурных, эгоистических или даже политических, но отвлечённых от эгоистического интереса, но не для Бога, а страны, нации, —то это не ислам. Есть хадис. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «кто умирает для племени, тот не из наших, и кто умирает за род, тот не из наших».

…То, что она (исламская мысль) исторически не получила движения — это проблемы конкретно людей, а не ислама, потому что изначально были созданы оптимальные и идеальные условия, для того чтобы вторая площадка получила очень мощное развитие. Образовалась группа последователей Аристотеля и Платона, которые стали проводить эллинизм на исламскую площадку, на исламское поле в сфере мысли, тем самым совершенно переформатируя контекст Откровения, и потом возникла необходимая и неизбежная коллизия с ними и с водой выплеснули ребёночка, т. е. ликвидировав эллинских философов, восточных перипатетиков, отказались от калама, глубинного богословия на какой-то период вообще. Это проблема исторических превратностей. Точно также можно сказать, что в христианстве произошли ещё более страшные вещи. Там манихейство переформатировало первый контекст практически полностью. И то, что мы получили в итоге — митраийско-манихейский синтез вместо того, что нам принёс Иса (мир ему). Вторая площадка должна быть инструментарием, который обеспечивает раскрытие этого Откровения, т. е. раскрытие коранических смыслов как методологии контроля над глиной. Что такое контроль над глиной? Мы сделаны из глины, но глина взята из внешнего мира. Торжество над глиной человеческой — это торжество над глиной вселенской. Что это означает? Это означает в пределе, что правильное понимание коранического Откровения ведёт эвентуально к новой физике, новой математике, потому что старая физика и старая математика — это эллинистические концепты, которые построены на абсолютном примате (преобладании) объекта над субъектом. Даже более того, рассмотрение субъекта как негативного оттиска, как не имеющего самодостаточного бытия. Это все построено на идее гомогенности и на идее того, что все во всем, на идее того, что субстанция может восходить от наиболее грубых до наиболее тонких форм, но никогда не кончается и не прерывается. До сих пор мы являемся заложниками этого подхода и если не считать нескольких попыток прорыва, то в естественно научных дисциплинах мы по-прежнему эллинисты. На самом деле существует огромный и пока непочатый потенциал реновации естественно научных идей, исходя из совершенно другого альтернативного видения реальности.

…Ислам опаснее в первую очередь для саудовцев и нефтяных шейхов, потому что ислам идёт в первую очередь по их душу, поскольку рассматривает их как узурпаторов и преступников. В Коране есть такой аят, который я переведу по-русски, несмотря на наш разговор о непереводимости, но тем не менее: «Мы установили повсюду правителей преступниками для того, чтобы они интриговали во имя своевластия, но поистине и в конечном счёте их интриги против самих себя». Это в первую очередь относится к таким персонажам, как Саудовская династия и компания на прилегающих территориях. Поэтому, кому нужен ислам? Ислам нужен тем людям, которые инстинктивно обнаруживают с момента рождения фальшь в тех параметрах, в которые они вброшены, т. е. они обнаруживают, что мир построен на лжи. Они намерены не оставить эту ложь безнаказанной и не мириться с ней независимо оттого, родились ли они на Кубе, в Венесуэле или в Афганистане, рано или поздно они должны сойтись на интеллектуальной площадке, пусть даже лишённой конфессионального маркера. Все, что я говорил, мы могли проговорить, вынеся за скобки слово ислам. На этой интеллектуальной площадке будут все, кто обнаруживает, что экзистенциально они ввергнуты в начальные параметры лжи. Они-то — не смиряющиеся с этой ложью, клуб этих людей, которые есть повсюду. Им ислам нужен, и они будут его двигать. …Ислам существует в реальном человечестве, которое, мягко говоря, не блещет. Формат человечества такой: люди заслуживают всех наиболее негативных эпитетов, поэтому они всегда стремятся сделать все по-своему. К счастью, в исламе есть такие механизмы, которые не дают окончательно все растоптать, забыть, снять, устранить жало, которое жалит, не даёт уснуть сладким сном. И вновь и вновь вся история ислама — это непрерывное возвращение к первому исламу, к тому, который имелся в виду при жизни Пророка. Это постоянный поиск и преодоление естественно встречающейся среды, потому что, когда очередная группа поднимается и говорит: «мы хотим чистого ислама, который имелся в виду Пророком», их сразу начинают бить по голове со всех сторон, потому что все хотят комфорта, согласия, выстроенных отношений, конформизма и т. д. Естественно, и между ними не бывает согласия… Смотрите —72 пути, все спорят между собой. Я считаю, что это показатель жизнеспособности, потому что это обозначает, что это является предметом постоянного жизненного дискурса на предельных нотах, причем люди ежедневно в тот момент, когда мы об этом говорим, жертвуют своей жизнью за это в бесчисленных точках. В Египте, на улицах Каира, студентов, которые выходят за это на улицы, расстреливает полиция. Где-то в Тунисе, Марокко происходят бесчисленные аресты по идеолого-политическим соображениям, потому что людям не все равно. Они ведут борьбу. Они в этой борьбе могут делать ошибки, что угодно, но не это главное. Главное — это воля к чистому исла­му и к пониманию: «а все-таки, что же имелось в виду вначале?». Но рано или поздно это пробьёт пелену блуждания или недоумения, и она выйдет на ту оптимальную позицию, которая методологически будет совершенной или близкой к совершенству, и которая на самом деле даст возможность собраться той критической массе, которая и будет решать вопрос. Сегодня все это находится, как 14 веков подряд, в состоянии жёсткого отбора примерок, прикидок, отрицаний, т. е. это живая жизнь, это кипение постоянного диспута, который не дает никому уснуть, но формы его естественно со временем меняются, хотя суть та же: если посмотреть на разногласия спорщиков в III веке исламской эры, а сейчас уже идёт XV век исламской эры, — в III веке можно вычислить те же основные тенденции, которые не умерли и сегодня. Они действуют уже более сложным языком, с более сложной аргументацией, люди с другим образовательным цензом, но пассионарность противостояний и жажда истины осталась той же.

«Онтология, точка, Бог», 2008

«Евроремонт» ислама — это убогая и бессмысленная затея. Точно так же, как бессмысленно предъявлять исламской цивилизации претензии, что, дескать, Белл и Эдисон изобрели в рамках западной цивилизационной матрицы телефон и электрическую лампочку, а вот мусульмане, дескать, ничего такого не изобрели — а пользуются! Сейчас такие голоса раздаются со стороны «партии» как бы патриотов ислама, недовольных его «цивилизационным отставанием» от Запада. Эта волна пошла от бывшего премьер-министра Малайзии Махатхира, который обратился к мусульманам с глобальной критикой: и нобелевских лауреатов-то у них мало, и университеты не такие передовые, как Гарвард или Итон, и технологии-то придумывают не в исламских странах… Это означает, что и у Махатхира, и у тех, кто сегодня ему подражает, мозги повёрнуты совершенно в другую сторону! Ислам уже создавал материально-технологическое изобилие, цветущее пространство, в котором в соответствии с либеральными идеалами свободно циркулировали люди, идеи и товары. Это был Аббасидский халифат — единственная не имевшая реальных конкурентов сверхдержава за всю известную историю. Монголы этот халифат уничтожили за несколько лет…

Целью ислама не является изобретение лампочек и велосипедов. В системе, постоянно разрабатывающей все новые и новые технологии, заперты миллиарды потерянных людей, для которых проблема смысла настолько энтропировала, что они уже считают маргинальным даже поднимать сам вопрос о смысле.

Исламское сознание постоянно работает над генерированием смысла как некоего сверхмотива, сверхпобудителя человеческого существования. У Запада сегодня есть атомная бомба, но нет Платона. Кто-то скажет, что в нынешнем исламе тоже отсутствует Фараби или Авиценна. Да, но весь ислам в целом является колоссальной коллективной работой в референтном поле, к которому относятся, в частности, и Платон, и Фараби. Исламское сознание стоит на грани колоссального духовного взрыва, рождения «сверхновой». Это будет возвращение к подлинному смыслу коранического Откровения после четырнадцати веков «Моисеева странствия» в человеческой пустыне. По сравнению с этим технологические достижения Запада выглядят трюками хорошо обученной обезьяны.

Интервью Inews.az, 2009

КОРАН
Коран есть слово Божье, переданное через авраамического Пророка, последнего в этой цепи. Это непосредственно слово Бога, обращённое к конкретным людям последней фазы истории. Все, что там сказано, обладает остро современным содержанием. Анализ оригинального текста показывает удивительные вещи: вспомним, к примеру, аргумен­тацию бедуинов, которые возражают на призыв поверить в Него: «зачем нам верить во Всевышнего, когда мы живем, умираем и нас убивает только время». Представьте себе, не так давно, несколько дней назад, я возвращался к себе домой через переход и вдруг ко мне пристаёт узнавший меня человек, который видел меня по телевизору. Он берет меня за лацканы — проблема, когда выходишь или едешь на машине, сразу попадаешь в разные ситуации. Берет за лацканы и говорит: «я желаю с вами поговорить, хочу поговорить о религии. Сам армянин. Вы считаете и так далее, и так далее…». А дальше, вы не представляете себе, он мне говорит словами бедуинов из Корана. Сам он Коран не читал. Он сразу сказал: «я Коран не читал… все мне интересно, что вы говорите. Но я знаю, все ерунда, знаете почему? Мы живем и умираем, нас убивает только время». Я выпал в осадок. Я ему говорю: «вы знаете, что вы мне сейчас процитировали?» Он говорит: «не знаю и знать не хочу, просто считаю, что нас убивает время, порождает время. Вот лицо Бога, которое мы все носим на руке». Я не знал, что ему сказать, потому что это была живая иллюстрация божественного Откровения. Передо мной явился профан, который профанически, ничтоже сумняшеся, повторил слова профанов, приведённые в Коране.

«Онтология, точка, Бог», 2008

Для язычников единственной реальностью является судьба. Между человеком и Роком воображение выстраивает целый пантеон могущественных посредников. Вера в них — это и есть естественная религия потомков Адама, отпавших от прямого пути. «Сколько ангелов на небесах, заступничество которых ни от чего не избавит» — предупреждает Коран. Политеизм тесно связан с культом предков и преклонением перед видимым космосом. Современность не избавлена от заблуждения древних. Сегодняшнее увлечение космизма есть на самом деле возврат к языческой архаике.

Характерная особенность великих пророков—ниспослание им Писания. Превратности истории приводят к тому, что эти писания утрачиваются или искажаются. Писание Авраама не сохранилось. Тора Моисея была воспроизведена по памяти Ездрой и второй раз восстанавливалась после разрушения Храма. Евангелие составлялись через несколько поколений после Иисуса.

Коран начал записываться ещё при жизни Пророка. Суры Корана знали наизусть тысячи его сподвижников. Бог берет на Себя обязательство сохранить текст Корана неизменным до Судного дня. «Ведь Мы — Мы ниспослали напоминание и ведь Мы его охраняем».

«Мирадж», 1995

Мысль Аллаха — она внутри себя, она нам недоступна, она то, что мы называем «Хуа». «Хуа»—Он, т. е. Отсутствующий. Мы можем иметь представление об этой мысли как о третьем лице единственного числа. А третье лицо единственного числа в арабском языке в грамматике называется «гаиб», т. е. отсутствующий. «Хуа» — это «Гаиб». Тот, Которого нет, вообще не пересекается с нашим пониманием. Но от Него к нам приходит Книга (каламуЛлах), т. е. Коран. И в этой книге Аллах говорит о Себе «Ана», т. е. это «Ания», это проявление. Там «Хуа», а здесь «Ания». Коран — это Его манифестация, которая нам дана как Его милость.

«Гейдар Джемаль раскрывает глубинные основы бытия, времени и точки нетождества», 2014

Коран — Слово Бога — существует сегодня в том же виде, в каком его передал нам Пророк Мухаммад (Мир ему и благословение Аллаха!). Благодаря тому, что в исламе нет церкви, история каждого документа прозрачна. При жизни Пророка каждый аят был заучен наизусть тысячами людей и зафиксирован письменно. После его смерти несколько комиссий, работавших независимо, собрали и кодифицировали весь текст, результаты их работы были сравнены между собой, и был выбран оптимальный вариант, с которым согласились все сподвижники. А к моменту смерти Пророка (Мир ему и благословение Аллаха!) их было 112000, из которых по меньшей мере треть знала наизусть либо весь свод ниспосланных аятов, либо значительную их часть. И все считали своим долгом принять участие, внести вклад и бдительно следить, чтобы не вкралась ошибка, ибо для них это было делом спасения души и вопросом вечного блаженства или вечной погибели! В христианстве же коллегия жрецов уничтожала одни Евангелия (подавляющее большинство), отбирала и переписывала другие, и все это продолжалось многие поколения при том, что основной массе верующих (как известно) знакомиться с текстом Св. Писания было запрещено. В Европе до Лютера инквизиция преследовала не только тех, кто пытался переводить Писание на живые языки с латыни, но также и тех, кто пытался самостоятельно изучить латынь, чтобы иметь доступ к тексту Библии! И это в то время, когда изучение Корана и умножение религиозных знаний было обязанностью каждого мусульманина все 14 веков ислама. В исламе существует всегда открытая возможность, игнорируя исторические наслоения и культуру интерпретаций, начать восприятие Корана с чистого листа, как будто ты сам —сподвижник Пророка, встретивший его только что и услышавший от него впервые Откровение Бога. В нем же Сам Бог говорит, что берет на себя обязанность сохранить до Судного дня весь текст Корана неизменным до последней точки, текст, ниспосланный людям «на ясном арабском языке». И до тех пор, пока человечество может приникать к этому источнику и прочитывать с каждым новым поколением этот текст, — не как культурный памятник, обросший интерпретациями длиннобородых «учёных», а как прямую инструкцию и от­крытие Божественного метода мышления на человеческом уровне, — до тех пор ислам будет инструментом суда над историей, инструментом приближения её конца.

Из книги «Стена Зулькарнайна», 2010

МУХАММАД (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ДА ПРИВЕТСТВУЕТ)
Последний пророк Мухаммад сосредоточил данную ему Богом власть на создании нового общества. Его миссия носит открытый социальный характер. Впервые в истории создаётся открытое общество на основе универсального права. На протяжении истории социальная структура была основана на роде и касте. Закон шариата требует обязательного равного применения ко всем людям без различия. Он вводит подотчётность правителей судебной власти, упраздняет автократию и абсолютные привилегии главы патриархальной семьи, запрещает расовые предрассудки, ограничивает право частной собственности. Шариат впервые вводит представление не только об обязанностях, но и о правах всех социальных категорий. Вместе с тем общество Мухаммада—это декларация прямого правления Бога через посредство фиксированного слова Откровения. Отныне всякое самодержавие, ставящее себя над Законом — будь то религиозная власть халифов или светская султанов — оказывается узурпацией. Творческий итог Мухаммада — управляемая Богом община, которой он оставил Коран и людей своего дома как преемников его лидерства, прямых наместников.

«Власть», 7996

…Его (Мухаммада) религиозная власть была не такая, как у жрецов. Она была другого качества. Она была не корпоративная, она была персональная власть пророка, который является посланником неведомого Бога. Вот что важно. При этом он являлся воином, который участвовал в 62 битвах, из них в более 30 он непосредственно командовал и планировал…

Пророк создал из людей разного социального состояния касту воинов, потому что, когда к нему приходили люди, они приходили из торговли, из криминала, из финансов, из пастушеского состояния и т. д, и превращались в воинов, они лишались своего прежнего состоянии и становились воинами. Они входили в систему жёсткой дисциплины и жёсткого оправдания своим действиям. Они превращались в тех, кого мы сегодня называем сахабами, т. е. сподвижниками. И эта каста завоевала фактически весь мир. Более того, когда многие стали входить в ислам после того, как они захватили командные позиции в Иране, в Средней Азии, в Малой Азии и т. д., они были очень недовольны, потому что это нарушало их избранность. Это уже потом все размылось, но первоначально была очень чёткая дискриминация между истинными первыми, которые были арабы, и теми, которых называли аджам — позднее присоединившиеся, неарабы. Т.е. они осознавали свою кастовую избранность Но и потом, когда интернационализация произошла и поглотила арабов как отдельный этнос, все равно идея халифата строилась на системе взаимоотношения амиров, султанов, беков, т. е. знати меча, которая была воинской структурой, а не жреческой. При них были всякие знатоки, алимы, такие изучатели Корана, которые статуса фактически не имели. Единственная ситуация, которая выбивается из этого, где по факту создана церковь, которая не имеет отношения к исламской традиции, это шиитский мазхаб, где де-факто создана церковь, как сегодня мы видим в Иране. Но она поэтому и пользуется негативом и окружена всеобщим давлением критики со стороны остального ислама.

«Тупиковость имперской идеи в современном мире», 2016

ТАУХИД

Политическая теология основана на абсолютном и последовательном применении таухида и методе таухида, с помощью которого анализируются каждое слово и каждый аят Корана. Для очень многих этот принцип кажется само собой разумеющимся, потому что следование таухиду мусульмане считают обязательным и предшествующим всему. Однако огромное число наших братьев не различают таухид и вахдат, которые представляют собой прямо противоположные понятия. Вахдат — это единство, из которого следует конечное тождество между Творцом и тварью, таухид —это единственность Аллаха, которая не имеет никаких аналогов и сходства ни с чем, и которая противостоит всему сущему так, что всё творение — есть неведение об Аллахе до того момента пока Аллах не откроет Себя Адаму, поставленному Им наместником в центре мироздания. На платформе вахдата стоят все продвинутые язычники: Платон, индийские брахманы, китайские даосы и те из мусульман, которые увлеклись соблазнительной идеей «единства сущего». На платформе таухида в абсолютной и безусловно выдержанной последовательности стоит крайне незначительное число мусульман. Если бы это было не так, то сегодня немусульмане были бы никем, а мусульмане были бы абсолютными хозяевами мира. Однако Аллах (Свят Он и Велик) провиденциально сделал мусульман до поры до времени незнающими, потому что этот мир отдан Им Иблису как испытание для верующих, и этот мир должен быть побеждён через, в том числе, сложный и мучительный проход наилучших из уммы к пониманию того, что такое таухид.

Политическая теология применяет таухид прежде всего к пониманию того, что Аллах ниспослал нам в Коране. Как было сказано выше, таухид есть указание на абсолютное нетождество Аллаха и всего, что есть не Он. Это означает, что ко всему, что есть не-Он, нельзя применять такие же формулы утверждения как по отношению ко Всевышнему. Мы не можем говорить об Аллахе как о некоем объекте, существующем наряду с други­ми объектами. Таким образом, таухид упраздняет буквалистскую интерпретацию коранических текстов, к которой склонны ваххабиты. Одновременно таухид не позволяет перетолковывать тексты Корана как метафоры или символы, к чему склонны батыниты (искатели тайного смысла кора-нического текста). Применение таухида в абсолютной последовательности к тексту Корана позволяет вывести из него доктрины фундаментальных реалий, с которыми умма имеет дело: человека, общества, истории, познания, власти и, наконец, её самой как лучшей из общин.

«Тезисы политического ислама», 2012

Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/426872

    Print       Email