Loading...
You are here:  Home  >  Ислам  >  Current Article

Шура» (совет) в Исламе

By   /  18.04.2018  /  Комментарии к записи Шура» (совет) в Исламе отключены

    Print       Email

Шура» (совет) в Исламе

Говоря об исламской политической организации, мы не можем не указать на одну из самых важных особенностей этой организации. Так, Ислам в своих учениях заключает самый великий и замечательный гуманитарный принцип – принцип совета, называемый «Шура». Да и одна из сур Священного Корана носит данное название «Аш-Шура (совет)» в знак актуальности осуществления данного принципа в любом деле мусульман.

Несмотря на различие мнений знатоков в отношении механизмов выполнения данного принципа со стороны свободы выбора его выполнить или обязанности это сделать, они едины относительно необходимости осуществления данного принципа между мусульманами1)См.: Аль-Куртуби. «Компиляция для положений Корана» 2/248-252, Ибн Касир. «Толкование Священного Корана», 2/150, Аль-Касани. «Новшества действий», 7/12, Аль-Корафи. (Сокровища), 10/75,76, Аш-Шафии. «Мать», 5/168 и Ибн Кудама. «Великое толкование», 11/399., так как в Коране сказано

«советуйся с ними о делах»

(сура Али Имран (Семейство Имрана), аят, 159).

Понятие «Аш-Шура»

Аш-шура (совет) – это обращение с советом к тому, кто способен и в состоянии дать советы, это голосование наций или её представителей на общественные и народные дела2)Джаафар Абду Аль-Салам. «Государственная система в Исламе и её отношение с другими странами», стр. 199.. Итак, мусульмане считали принцип «Шура» (совет) правилом и базой для правления. В данной связи народные мусульманские заседатели назначали того, в ком они видели силу и способность управлять людьми и носить ответственность за их дела.

Доказательством реализации данного принципа является то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не оставил документ и никого не назначил преемником, чтобы руководил мусульман. Он (да благословит его Аллах и приветствует) хотел, чтобы мусульмане посоветовались друг с другом.

Абу Ваел сказал: «Али ибну Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) сказано было:

«Не назовёте ли Вы своего преемника?».

Али (да будет доволен им Аллах) ответил:

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) преемника не назвал, тогда как я это сделаю. Однако если Аллах хочет людям добра, то Он им пошлет самого лучшего среди них, чтобы ими руководил, как Он, после смерти пророка (да благословит его Аллах и приветствует), послал им лучшего среди них»3)Сообщил Аль-Хаким в «Аль-Мустадраке»: Книга «знакомство со сподвежниками», глава «Аби Бакр Ас-Сиддик (4463). Он сказал: «Это правильный хадис»..

Актуальность реализации принципа «Шура»

Принцип «Шура» является одной из первых основ исламской политической организации. Он охватил все дела мусульман. Исходя из этого можно сказать, что исламское государство опередило современные демократические системы в отношении необходимости достижения единогласия о выборе того, кто способен и достоин руководить нацию, заботиться об интересах людей и управлять их делами. Это в свою очередь утверждает ценность и эффективность принципа единогласия у мусульман4)Фатхия Ан-Набарави: «История исламских систем и исламской цивилизации», стр. 24,25..

Люди решимости и совета

Кто же способен дать советы или выбрать? Кто же они люди решимости и совета, как их назвали мусульманские знатоки и историки?

Есть единогласие о том, что Шура в исламе принадлежит определенной категории мусульман, которой называют людьми Шуры (решимости и совета). Знатоки указали на то, что в таких типах людей должны реализованы некоторые характеристики: справедливость, знание, мнение, мудрость. Такими людьми можем, тогда, считать ученых, президентов и других, которые могут легко прийти к единодушному мнению»5)Ан-Навави «Методология», 12/77..

Вот почему Шура была одной из упорных и важных условий, которые Ислам навязывает представителям власти. И можно сказать, что это одним из самых важных явлений цивилизации, в создании и установлении которого в исламском сообществе мусульмане внесли большой вклад. И в этом мусульмане оказали влияние на других. Данное влияние можем замечать особенно в Европе с тринадцатого века христианской эры. Опираясь на слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Представители моей общины, посоветовав между собой, не будут заблудшими во мнениях»6)Ибн Маджа, Сунны (Сунан): Глава «Большинство» (3950), Ат-Тирмизи (2167), Абу Давуд (4253), Ахмад (27267), Муснад Абда Ибна Хамида (1224), Аль-Хаким (8664), который сказал: «Это правильный хадис и в этом с ним согласен был Аз-Захаби»., можем сказать, что Шура была видом выражения божественной воли. Наше внимание обращает то, что халиф (наместник) в Исламе не может дать себе право представлять или выражать божественную волю. То есть он не в силе издать шариат. Так как, в случае отсутствия в Коране и Сунне прямого и окончательного текста относительно определенного дела, издание шариатов по этому делу принадлежит определенной группе мусульман или общины в целом7)Ас-Санхури. «Юриспруденция преемственности (халифата)», стр. 122,123..

Применение принципа «Шура» при выборе Усмана ибн Аффана

Самым ярким показателем развития принципа «Шура» и его превосходства над другими современными механизмами и способами выбора правителя является то, что произошло во время праведных халифов. Так, когда Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) ножом ударили и в результате он (да будет доволен им Аллах) был при смерти, сподвижники его попросили назначить преемника. Умар (да будет доволен им Аллах) отказался против этого. Однако он принес присягу шести из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в благочестии и праведности которых не было никакого сомнения со стороны людей. Этим Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) хотел ввести принцип «Шура» в действие и побудить мусульман его применять. В данной связи он (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Вы можете выбрать одного среди таких людей, про которых Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что они люди Рая. Среди таких людей Саид ибн Зайд ибн Амр ибн Нафил (да будет доволен им Аллах), я его не ввел. Однако шесть сподвижников – это Али и Осман (да будет доволен ими Аллах), Сыновья Абда Манафа, Абду Ар-Рахман и Саад, дяди пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Аз-Зубаир ибн Аль-Аууам (да будет доволен им Аллах), апостол Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его родственник, Талхат Аль-Хаир ибн Убаида-Аллах (да будет доволен им Аллах). Пусть вы выберете одного среди данных людей. И если одного назначили правителем, то вы должны его поддержать и ему помогать. И если кому-то из вас доверили свое имущество и самих себя, то он должен верно и честно относиться к людям…»8)Ат-Табари. «История наций и королей» 3/293..

После погребения Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах)собрались члены совета «Шура». За три дня они выбрали одного из шести назначенных сподвижников и всё благополучно прошло. Правителем они назначили Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах). Первым соперником Усмана (да будет доволен им Аллах) был Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), что и доказывает подъем и развитие исламского принципа «Шура», который основывается на уважении свободы общины в выборе. Так, жители Медины согласились с тем, когда Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) назначил определенную группу людей, чтобы из них выбрать преемником. И в этом ничего принудительного не было. Затем члены консультативного совета, которые в это время являлись самыми же кандидатами, согласились назначить одного среди них преемником – Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах). Однако дело не ограничилось их согласием на назначение Усмана (да будет доволен им Аллах) правителем. Они посоветовались со всеми жителями и посетителями Медины и со всем, кто в нее поступал9)Там же 3/422.. Таким образом, вся община, представленная в аль-ансаре (сторонниках) и аль-мухаджирине (эмигрантах), едина была в отношении выбора Усмана (да будет доволен им Аллах) и ему она присягу принесла.

Разница между принципом «Шура» и демократией

Нами остается указать на то, что исламская система «Шура» во многом отличается от условных демократических систем, которые считают народ правителем. В значении того, что народ самим собой разрабатывает свою конституцию, устанавливает свои законы, что народ представляет судебную власть, которая судит людей применительно к изданным и действующим законам. И для того, чтобы народ смог пользоваться своим правом законодательства и осуществлять свою власть установления законов и разделения властей, проводятся общественные выборы, в результате которых назначена некоторая группа людей, способных контролировать и наблюдать над остальными властями. Так, такие избранные лица имеют право удалить министров, рассчитаться с ответственными лицами и с президентом. Несмотря на элегантность этой системы, исламская система «Шура» отличается от этого представления.

Так, Шура в Исламе основывается на определенной правде, суть которой в том, что власть принадлежит Аллаху. Она ниспослана Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) путем откровения. И соблюдение этого является основой веры. Ученые отвечают за решение, они люди решимости и совета. Ученые выступают во главе тех, кто отвечает за Шуру. С правлением Аллаха ученым нет никакого дела. Они просто, в рамке принципа «Шура», стараются укрепить текст, достичь точного понимания, разработать методологические планы, пригодные для применения.

Правдиво сказать, что над демократическим режимом можно легко ухитриться путем господства некоторых партий или сил над политическим действием в той или иной стране. В результате, эта партия или та группа навязывает нации свои мнения и свою идеологию. А что касается принципа «Шура», то согласно ему господство принадлежит Аллаху одному. В рамке принципа «Шура» власть Аллаха и Его правление свыше других остальных приговоров и законодательств, что и в свою очередь приводит к возникновению тех людей, которые живут по законам Всевышнего Аллаха и опасаются Его10)Ахмад Галуш: «Политическая система в Исламе», стр. 61-64..

Шура и демократия

Нами остается также указать на то, что данный удивительный исламский режим возник в то время, когда диктаторские режимы господствовали над системами управления в мире, либо в Персии, либо в Руме, либо в Индии, либо в Китае. Более того, с принципом «Шура» или даже демократией, которая ниже Шуры, мир познакомился только после истечения примерно 12 веков, после установления французской республики и устранения монархической системы там. Итак, принцип «Шура» бесспорно считается одним из самых великолепных вкладов, которые мусульмане внесли для гуманитарной цивилизации.

В заключении надо сказать, что мы не сможем разузнавать, обнаруживать все достижения и услуги такой древней исламской цивилизации. Нам хватят вышеуказанные доказательства и показатели прогресса, развития и величия нашей цивилизации в одной из абсолютно самых важных областей.

Имам Мечети 🕌
Абу Мохьаммад
Раб Милостивого

Чечен Инфо

Сноски   [ + ]

1. См.: Аль-Куртуби. «Компиляция для положений Корана» 2/248-252, Ибн Касир. «Толкование Священного Корана», 2/150, Аль-Касани. «Новшества действий», 7/12, Аль-Корафи. (Сокровища), 10/75,76, Аш-Шафии. «Мать», 5/168 и Ибн Кудама. «Великое толкование», 11/399.
2. Джаафар Абду Аль-Салам. «Государственная система в Исламе и её отношение с другими странами», стр. 199.
3. Сообщил Аль-Хаким в «Аль-Мустадраке»: Книга «знакомство со сподвежниками», глава «Аби Бакр Ас-Сиддик (4463). Он сказал: «Это правильный хадис».
4. Фатхия Ан-Набарави: «История исламских систем и исламской цивилизации», стр. 24,25.
5. Ан-Навави «Методология», 12/77.
6. Ибн Маджа, Сунны (Сунан): Глава «Большинство» (3950), Ат-Тирмизи (2167), Абу Давуд (4253), Ахмад (27267), Муснад Абда Ибна Хамида (1224), Аль-Хаким (8664), который сказал: «Это правильный хадис и в этом с ним согласен был Аз-Захаби».
7. Ас-Санхури. «Юриспруденция преемственности (халифата)», стр. 122,123.
8. Ат-Табари. «История наций и королей» 3/293.
9. Там же 3/422.
10. Ахмад Галуш: «Политическая система в Исламе», стр. 61-64.
    Print       Email